doris every day
Не пойдем в школу
Об альтернативных способах получения школьного образования
Не всем в школу в сентябре, можно не ходить (оказывается).

Два года назад в России от очного обучения в школе отказалось 100 тысяч учеников, но цифра растет каждый год. Почему, зачем и как?

Изучим теорию и спросим тех, кто не ходил в школу.

Домашнее обучение - то, с чего началось образование несколько тысяч лет назад. Дома учили всему: рисовать на стенах, ловить рыбу в реке, писать палочки, считать монеты и подписывать свое имя на льняной рубахе. И даже когда появились школы и университеты - в домах учили французскому, музыке, латыни и много еще чему интересному. Например, этикету.
Вернемся к нашему времени. На данный момент в законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено лишь два способа не ходить в школу: семейное образование и самообразование.
В реальности их четыре.


Необходимо прикрепиться к конкретной школе (и перейти на семейное образование можно хоть посреди учебного года.), сдавать в ней промежуточные экзамены, получить аттестат. Ответственность за образование несет школа, родители могут совещаться с учителями и получать консультации, но материалы и программу они выбирают / изобретают самостоятельно; никаких веских или особенных причин для перехода на семейное обучение не требуется. Нужно лишь принять решение и не забывать о контрольных точках.

  • Анскулингобучение без отрыва от семьи, возможно, вообще не по школьной программе.

Никаких обязательств. Никаких контрольных точек. Никакой школы. Как правило, родители, выбирающие анскулинг, не принимают школьную систему обучения совсем. Официально данный способ обучения не разрешен, но после девятого класса проводится единый экзамен, и любая школа обязана допустить к нему любого человека - так можно получить аттестат и войти в государственную систему образования.

  • Экстернатвозможность получить образование без необходимости ежедневного посещения школы

Школа здесь присутствует, но ускоренная. Ученик проходит усиленный курс за год, например, если способен обучаться быстрее других или просто не хочет тратить время. Аттестация по итогам года обязательна, ответственность за образование несет школа. Учиться можно дома, самостоятельно, с помощью репетиторов и родителей.

Если ученик не может посещать школу по состоянию здоровья - школа обучит его дистанционно. Учитель придет к нему домой с учебниками или будет заниматься по скайпу - не так важно; но получить бесплатное школьное образование может каждый.

Дистанционное или заочное образование удобно получать маленьким профессиональным спортсменам, но чаще всего в таких случаях происходит некоторый микс экстерната, заочного и семейного обучения - все индивидуально.
Теория не всегда применяется на практике так, как задумано - остаются вопросы. Хочется узнать реальный опыт, причем не только родителей, но и уже повзрослевших детей;

Мы поговорили с двумя девушками, чтобы узнать, почему они не ходили в школу и как это было.
Ходить в школу или нет?

Учителя боятся, что при набирающем популярность домашнем и интернет- образовании, школы станут низшим звеном в системе обучения. Боятся родителей, которые под ответственностью школы забирают детей домой и потом приходят за аттестацией.
Родители переживают за то, что в классических школах ребенок будет травмирован психологически, потеряет время, попадет в дурную компанию. Хотят показать ребенку мир, дать ему возможность заниматься любимыми делами, спортом, творчеством.
Домашнее образование прививает важные качества - самоконтроль, управление личной свободой, самостоятельность и ответственность, но лишь при условии хорошей организации процесса.
Классическое школьное образование позволяет освоить социум - в том числе страдая от иерархии или одерживая победу над более слабым;

Вопрос нелегкий.

Если же привычно взглянуть на запад, мы увидим homeschooling с пятидесятилетней историей и постоянным развитием, но все же - классические школы не исчезают. А значит, выбор происходит, осознанно, с пониманием каждой частной ситуации.